Первая «Oxenfree», увидевшая свет ещё в далёком 2016 году, стала одной из тех игр в жанре инди, которые щедро раздавались во время акций в цифровых игровых магазинах.
Но именно произведение от студии Night School выделялось тремя увлекательными особенностями: впечатляющий визуальный стиль, атмосферный загадочный настрой, словно позаимствованный из произведений Стивена Кинга и сериала «Очень странные дела», а также уникальная механика непрерывных диалогов, где каждый ответ требовал быстрого выбора из предложенных вариантов, словно ты в самом центре разговора. Спустя столько лет все эти три характерные черты нашли своё место и в сиквеле, выпущенном при участии Netflix. Но ведь интересно узнать, принёс ли этот сиквел что-то свежее на свой счёт?
Отголоски прошлого
Возвращение в места, где светило твоё первое солнце и брёл твой первый шаг, бывает настоящим вызовом. Мгновенно наступает эмоциональный прилив, словно вал воспоминаний, переливаются в памяти давно утихшие разногласия с родителями и корни тех причин, что вынудили покинуть тот дом. А ещё возвращаются в ум бывшие одноклассники и первые нелегкие испытания зрелости. Но история Райли, молодой женщины, приведенной в город Камен на берегу штата Орегон, связана не с муками вспоминаний — её путь лежит сюда по работе. Компания, специализирующаяся на исследованиях влияния различных форм излучения на окружающую среду, взяла её в свои ряды, чтобы установить особые аппараты в окрестных горах. По словам клиентов, эти башни помогут прояснить тайные частоты, мешающие нормальному функционированию радиостанций на проходящих самолётах.
В напарники к Райли присоединяется Джейкоб — настоящий местный оригинал и коллекционер призрачных легенд, который проводит свои вечера в унаследованном доме, крутя ручку радио в попытках словно бы ловить зеленых человечков, а также творя маленьких глиняных женщин, на случай если не найдется настоящих. Плюс к тому, он непрерывно плещется в болтовне. Разговоры у него разнообразные — иногда смысловые, иногда просто для того, чтобы вставить мешок междометий к вяканью. В конечном итоге, это начинает раздражать. Но, что странно, после установки первой антенны на мысе Кейбер, когда Райли начинает попадать во временные петли, слышать голоса призраков через радио, видеть своё прошлое и будущее, даже такое общество лучше, чем блуждание по горам и лесам в одиночестве. Он похож на самого жалкого персонажа, что только Джа-Джа Бинкса, но, увы, между ним и Райли не возникает той химии, которая бы волновала сердца.
Но история раскрывается с неожиданной стороны. То, что начиналось как загадочный триллер о душах, запертых между жизнью и смертью, перетекает в чрезвычайно интимное повествование. Мы узнаем больше о Райли и её внутренних побуждениях, встретим людей, кого она потеряла, и даже тех, кто ей ещё предстоит встретить. Например, в одной из вспышек прошлого она сталкивается с той же проблемой воспитания, которую прежде решал её отец, и это заставляет задуматься. Сюжет иногда старается подбросить дровишек в костёр: то раскрывается секта с загадочными мотивами, то показываются подростки, погруженные в нелепые забавы. Однако этот экстра-напор на атмосферу кажется излишним и, что ещё важнее, мешает по-настоящему вжиться в драму нашей героини.
В сюжете также прослеживается связь с событиями первой «Oxenfree» — даже остров Эдвардса, место действия оригинала, виден из Камены. Однако необязательно знать сюжет первой части, чтобы разобраться в событиях второй — игра в достаточной мере донесёт информацию о истории подводной лодки «Каналоа», потопленной в 1943 году, но не полностью уничтоженной. Здесь также много моментов, вызывающих тревогу, душа сжимается от призрачных голосов в радиоэфире, разработчики даже не откладывают по стороне шутки на уровне скримеров, как, например, в пещерах. Тем не менее, теперь внимание не центрируется вокруг загадочной судьбы призрачного экипажа, а сосредоточено на личной истории героини. Мы узнаем, каким образом она оказалась в этой беде, и какова цель её невероятных приключений.
Магия первой части всё ещё актуальна?
Сюжет — это одна сторона медали, но также интересно рассмотреть развитие геймплея в «Lost Signals» после семилетнего перерыва между играми. Давайте начнем с основного. Если в первой части подросткам на острове Эдвардса помогал радиоприемник, который ловил призрачные голоса и участвовал в разгадывании головоломок, то у Райли есть ещё и рация в её арсенале. На различные каналы этой рации настроены разговорчики, с которыми можно пообщаться почти в любой момент. Например, на седьмом канале можно услышать Эвелин — представительницу компании, где героиня работает, а на пятом канале — рыбака и местного эксперта Ника. Постоянно раздаются диалоги людей, иногда сложно определить, являются ли они живыми или призрачными, но это, конечно, дополняет атмосферу.
Говоря о головоломках, классические трюки остаются в своих местах: мы всё так же вращаем ручку радиоприемника, чтобы освободить одержимую личность, и роемся по локациям, ищем ответы на загадки, которые прозвучали по радио. Также присутствует стандартная для жанра манипуляция предметами — например, влезание в дом через лестницу, установленную у открытого окна. Иногда встречаются довольно интересные и в то же время несложные головоломки. Например, в шахте использование временной разломленной лифта, который в обычной реальности давно сломан, добавляет свежести в игровой процесс (хотя это может напоминать о «Singularity»).
К несчастью, вторая часть «Oxenfree» чрезвычайно скупа на подобные интерактивные элементы. В окружающей среде просто нечего исследовать: даже если изначально хочется рассматривать всё вокруг и находить мерцающие секреты, через некоторое время это стремление почти полностью пропадает. И вот главная проблема, с которой сталкивается игра — это чрезмерная монотонность. Нет прямых путей, и не все доступные пути открыты: то требуется найти снаряжение для альпинизма, то необходимо улучшение коммуникационных средств. Герои медленно перемещаются по извилистым тропам, постоянно возвращаются в одни и те же места, погружаются в галлюцинации и карабкаются по скалам, и в «важные диалоговые моменты» они двигаются еще медленнее.
Игра начинается с того, что вам предоставляется карта с выбором различных мест, где можно разместить четыре вышки. Это кажется намёком на вариативность в развитии сюжета. Однако, несмотря на это, порядок посещения этих мест ограничен сюжетом — вы идете только туда, куда направляет вас игра. Это ограничение возврата назад и бесполезные разговоры создают помехи в том, чтобы полностью насладиться тем, что «Night School» пытались внести в игру. А что же мы получили взамен за тот прогресс, на который у разработчиков, кажется, было достаточно времени и ресурсов? Первая «Oxenfree» восхищала оригинальностью идеи и уникальным оформлением — настолько, что именно с этой игры начиналась рубрика «Прошу прощения, пропустил». Однако вторая часть, хотя и стилистически похожая, утратила свой первоначальный эффект новизны и не предлагает ничего нового взамен.
Вернуться в старую реку
Что касается игры «Oxenfree II», то, конечно, она вызывает разочарование. Ни интересных головоломок, ни возможности выбора фраз в диалогах, ни даже прямого управления героиней не спасают это произведение от того, чтобы стать увлекательной игрой. Впрочем, актёры работают на славу, сюжет полон психологии, и если вы случайно не знакомы с событиями первой части, то загадочная история с временными петлями и призраками, безусловно, захватит ваше внимание.
Однако, чем дольше вы блуждаете по вымышленным окрестностям городка, тем сильнее возникает сомнение: а что, если разработчики создали это не для искусства, а чтобы быстро заработать деньги? Ведь первая часть всё ещё припоминается некоторыми, и к творческому подходу Netflix пока ещё сохраняется некоторая вера. Получается какая-то загадка, более сложная, чем любой головоломный элемент на радиоволнах.
Плюсы: история героини касается настоящего; озвучивание актёров на высшем уровне; простые, но захватывающие задачи, проверяющие логику и интуицию.
Минусы: известные и утомительные способы прохождения; излишняя пустая болтовня с не самым интересным напарником; на большой карте практически нет ничего интересного для исследования.