Заводной Апельсин — Стэнли Кубрика

Фильмы

«Заводной Апельсин» — книга Энтони Бёрджесса (1962 год); фильм Стэнли Кубрика (1971 год).
По-моему, это одно из самых тяжёлых произведений для восприятия (как книга, так и кино).


Заводной Апельсин - Стэнли Кубрика

ВНИМАНИЕ! В этом обзоре присутствуют спойлеры. Если вы желаете сами прочитать произведение или посмотреть фильм, не рекомендую читать то, что я написал далее.

И тут даже дело не в том, что книга написана сложно, наоборот, она написана на самом доступном языке (а россиянам вообще париться не надо, так как сленг «надсат», используемый главными злодеями (именно злодеями, героев в произведении вообще нет), включает в себя слова российского происхождения, типа «droog», «moloko» и «spyatchka»). Дело в морали и психологическом настрое произведения.

Грязная, чрезвычайная грязная вещь, этот «Заводной Апельсин». Главные злодеи — молодые парни (возраста 15-17 лет), которые «проповедуют ультранасилие», избивают и обворовывают граждан. Настоящие правовые нигилисты. Их действия очень влияют на жизнь в городе. Подобных гопников можно увидеть в каждом переулке, между их группами иногда завязываются драки, в ходе которых они получают страшные травмы. Одной из таких компаний, состоящей из четырёх человек, управляет главный «злодей» произведения — Александр ДеЛардж (в кино его играет гениальный актёр Малкольм Макдауэлл), молодой человек в самом рассвете сил. Его родители не видят зла в мальчике, думают, что ночью он усиленно работает, зарабатывает деньги, хотя, в действительности, он совершает грех за грехом.

В один день, трое его коллег заметили, что Алекс увлекся, считает себя лидером, хотя они должны действовать сообща. Одному вроде бы плевать на то, кто управляет группой. Он просто ловит кайф от подобных преступлений. Остальные же два парня начинают требовать от «лидера» власти. Дело доходит до того, что ДеЛардж избивает обоих революционеров, характеризуя это тем, что «овцы должны слушаться своего пастуха». Естественно, всё это возвращается к нему бумерангом. После ограбления и неумышленного убийства старухи-кошатницы, Алекса подставляют его собственные друзья. Его оглушают, после чего ловят с поличным «миллисенты». В итоге, его сажают в тюрьму.

Ну, и дальше начинается действительно самая интригующая часть произведения, где нельзя упустить ни одного момента, иначе мораль будет не так хорошо понятна. Будучи заключённым в тюрьме, Алекс узнаёт, что некое государство работает над созданием «лечения Людовико», в ходе которого, преступник может быть излечен от тяги к злодействам. ДеЛардж упрашивает тюремного священника замолвить о нём словечко, но позже, он добровольно напросился на операцию. В книге, в принципе, дальнейшие сцены не так сильно повлияют на психику человека, но в фильме… Это просто ужас! Алексу вкалывают специальные уколы, показывают в специальном кинотеатре действительно страшные и натуральные сцены насилия или истинного злодейства (однажды даже зигующих нацистов показывали), сопровождая это его любимой музыкой (в основном девятой симфонией Людвига Ван Бетховена). А чтобы во время показа страдалец не закрывал глаза, ему одели на голову специальное оборудование, не позволяющее ему закрывать веки глаз (в уголке человек ему капает воду в глаза, чтобы они не засохли).

После долгих сцен, наполненных натуральным ужасом (чувствуешь всё то, что чувствует ДеЛардж), его отпускают на волю, где его благополучно начинают гнобить те прохожие, которым он запоганил жизнь, в том числе и бывшие друзья (в книге — один друг (Дим) и один враг (Биллибой), заделавшиеся в полицейские). Мало того, Алекс даже не может защищаться, ведь он испытывает отвращение к насилию, а девятая симфония теперь ассоциируется для него исключительно с теми ужасными сценами. Домой родители его не пускают, так как у них уже есть человек, который снимает комнату их сына. И тут, действительно понимаешь, что несмотря на все преступления, совершённые Алексом, родители должны заботиться в первую очередь о нём, простить ему все грехи. Но, они оказываются практически на том же уровне, что и сам Алекс (только отец пытается оказать ему сочувствие и искренность). Мать же умывается слезами, не воспринимает сына, не желает его даже видеть. И вот, побитый всеми, кем только можно (надо сказать, он ещё легко отделался), он приходит к дому с вывеской «дом» — тому месту, где он, в самом начале, испортил жизнь одного писателя, полностью разгромив его дом и совершив насилие над его женой. Писатель принимает гостя, но спустя некоторое время, вспоминает его лицо, после чего, первый даёт ему снотворное и укладывает в специальную комнату, где начинает играть та самая мелодия, которая сводит Алекса с ума. Под шедевр Бетховена, Алекс понимает, что ему не хочется жить, ведь он никому не нужен, и выпрыгивает из окна.

В итоге, он выживает, а государство полностью оплатило его лечение и изолировало писателя. Дальше дело идёт к концу, но в фильме и в книге концовка разная. И, скажу честно, финал фильма действительно лучше. В книге, Алекс некоторое время снова продолжает буянить, а затем начинает взрослеть, перестаёт видеть смысл в собственных действий, начинает задумываться о том, чтобы обзавестись семьёй. Лечение было бессмысленно и интерес к насилию исчез со временем. В фильме же, Алекс возвращается к изначальному состоянию, но теперь, государство предлагает ему работу. И, судя по всему, он получил место в политике, а это значит, что футуристическая Британия в «Заводном Апельсине» обречена. Счастливых Алекса и министра фотографирует горстка папарацци и под оглушающие ноты девятой симфонии фильм заканчивается.

Так почему же, по моему мнению, фильм лучше книги? Я не верю в счастливый конец в мире «Заводного Апельсина». Не верю и всё. Если люди готовы, ради спасения репутации или ещё чего либо, доверять человеку, за которым стоит гора преступлений, значит в этом мире ничего хорошего не светит. Хотя и в книге есть свой посыл — Алекс растёт и перестаёт задумываться о том, что ему нравилось в прошлом. Мы все проходим через изменения, с этим ничего не поделаешь. Тем не менее, мне больше нравится концовка фильма. Она неопределённая и ставит запятую вместо точки в конце. И фильм, и книга — сильные произведения. Книга была написана Энтони Бёрджессом, когда ему поставили ложный диагноз. Он, как и протагонист, прошёл через череду страданий, когда писал эти страницы, поэтому, мы сами чувствуем дискомфорт и переживаем за Алекса, хоть он и заслужил такое наказание в полной мере. Фильм же невероятно хорошо снят для своего времени и бюджета в 2 200 000 долларов.

Это кино идеально — в нём есть отличный саундтрек, интересные режиссёрские решения, классная операторская работа (местами очень натуралистичная, но всего в меру, так что для человека, наверное, будет терпимо) и гениальная актёрская игра, которой я не перестаю восхищаться (фильм следует смотреть исключительно с субтитрами и английской дорожкой, потому что актёры, а особенно Малкольм Макдауэлл, творят что-то непостижимое уму). В происходящее на экране действительно веришь. Кубрик — гений. Это определённо один из самых психологически тяжёлых фильмов в истории.

Я рассказал полностью сюжет, свои размышления о нём, а на вопрос о том, ознакомляться ли с «Апельсином», отвечайте себе сами. Я не могу порекомендовать то, что просто может разбить человеку психику. Тем не менее, «Заводной Апельсин» — шедевр (как книга, так и фильм). Что бы мне ни нравилось в книге или в фильме, это очень обдуманная и глубокая история, к которой можно возвращаться в течении многих лет.

Признаюсь, я прочитал и посмотрел книгу и фильм в 16 лет, что рано для меня, но, в любом случае, я получил пищу для размышлений, а это что-то да значит!

Ну как, зашло?
DMA Game
Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: